Почему мы без ТЗ не по той идем стезе?
Есть известная и очень поучительная басня о том, как некий слон-живописец рисовал картину... После того, как пейзаж был завершен, автор, на свою беду, решил показать его зрителям. Тут-то выяснилось, что каждый из них видит в изображении что-то свое и настаивает на изменениях, отражающих этот взгляд. История закончилась печально – впечатлительный слон решил угодить всем, в результате чего изначальная «концепция» превратилась в полный «ералаш»!
Басня, но первый взгляд, о том, что нужно стойко придерживаться своих взглядов, а не прислушиваться ко всем советам подряд. Но есть в ней и другой смысл, близкий предмету нашего разговора. Представим себе, что «работа» с самого начала выполнялась именно для заказчиков-зрителей. Так вот – если бы основные положения и детали этого «проекта» не были предварительно прописаны, обсуждены и согласованы (в письменном виде!) всеми заинтересованными сторонами, то финал оказался бы все равно аналогичен описанному выше!
Как раз так нередко и происходит у создателей и заказчиков сайта, не нашедших время для составления документа, известного под названием «Техническое Задание на разработку сайта».
Вроде и разработчики – ребята и опытные, и клиенты – вполне адекватны, но вот беда – люди-то они совершенно разные, а значит одно и то же могут понимать совершенно иначе! Особенно, если это «одно и то же» нигде толком не зафиксировано, а лишь озвучивается в неформальных беседах между заказчиком и, например, руководителем проекта. Тогда «цепочка испорченной телефонии» почти наверняка будет выглядеть примерно так, как показано на нашем рисунке…
Для того, чтобы в финале проекта не получить неожиданный для заказчика результат Техническое Задание должно быть составлено очень грамотно, профессионально и максимально учитывать все возможные нюансы разработки. Этот документ разрабатывается квалифицированными специалистами на основе анкеты-брифа, заполняемой клиентом. Поскольку в ТЗ учитывается вся специфика, связанная с созданием интернет-ресурса, самому заказчику составить его не по силам (за исключением того редкого случая, когда он сам – профессионал в области разработки сайтов).
ТЗ на сайт – это самый настоящий «проектный чертеж», по которому затем будем «возводиться здание сайта»!
Как известно, без хорошего чертежа солидный дом не построить… Поэтому в уважающей себя интернет-компании обязательно имеется опытный специалист, специально тратящий свое рабочее время на создание такой проектной документации. Естественно, это время, а значит и само ТЗ, должно оплачиваться отдельно – точно так же, как разработка проектных чертежей здания оплачивается архитекторам до того, как за проект возьмутся строители.
После детальной разработки, ТЗ согласовывается и утверждается у заказчика. Разработчики, при необходимости, дают все пояснения, а также вносят уточнения и корректировки в проект по желанию клиента.
Такой взвешенный и проверенный практикой подход гарантирует, что на выходе Вы получите за свои деньги именно ту «картину», которая максимально отвечает Вашим истинным целям!